Аутсорсинг производства американской продукции в Китае: история и последствия

Экономические отношения Китая и США начались давно и впоследствии привели к радикальным изменениям всего мирового экономического ландшафта. Так, еще в 1937 году Карл Кроу (Carl Crow) написал книгу, в которой призывал американский бизнес обратить внимание на потенциально безмерный китайский рынок. Сам Кроу переехал в Китай в 1911 году и создал там рекламную империю со штаб-квартирой в Шанхае. У него были газеты, журналы и порядка 15000 биллбордов. Империя г-на Кроу рекламировала в Китае зубную пасту Colgate, автомобили Buick, камеры Kodak и другие американские товары. 
В 1937 году Карл Кроу опубликовал бестселлер о том, как продавать товары в Китай: «400 Million Customers: The Experiences — Some Happy, Some Sad — of an American in China and What They Taught Him». Но почти сразу после выхода книги политическая ситуация изменилась: Япония вторглась в Китай, страна погрузилась в войну и хаос, а в 1949 году к власти в стране пришла Коммунистической партии. Во времена Холодной войны, с 1950 года, в США действовало эмбарго на торговлю с Китаем. Но в 1970-х отношения Китая и США потеплели, начали восстанавливаться торговые связи. Поначалу американский бизнес просто хотел продавать в КНР товары. Вскоре, прочем, корпоративная Америка заметила, что в стране существует огромное количество свободных рабочих рук — сотни миллионов, готовых работать за значительно более низкую зарплату. Их число ряд исследователей оценивает в 800 млн человек. Процесс нормализации отношений Китая и США был начат 37-м президентом США Ричардом Никсоном — он отменил торговое эмбарго против Китая в 1971 году. Почти сразу объем торговли между двумя странами начал расти, достигнув в первый же год $5 млн. В те времена корпоративная Америка все еще рассматривала Китай просто как место, где можно продать свои товары, но все изменилось в 1978 году, когда главой Китая стал Дэн Сяопин. Он объявил о новой стратегии «реформы и открытость», после чего началось радикальное изменение китайского  экономическое ландшафта. Перенос американского производства в Китай начался с текстиля — пошив одежды и обуви не требовал особо сложного технологического оборудования, но требовал заметного количества ручного труда. Так, в 1980-м компания Nike перенесла часть производства в Китай. За текстильными производствами в КНР потянулись и технологические компании.
Аутсорсинг производства американских продуктов в Китае вызвал ряд последствий, среди которых — потеря рабочих мест, снижение собственного объема производства, снижение конкурентоспособности США. Также это приводит в Америке к росту неравенства — выгода от производства к Китае в основном достается владельцам капитала, а рядовые сотрудники несут дополнительные финансовые потери. 
Издание NPR отмечает, что американское решение  аутсорсить производство товаров в Китае было одной из поворотных точек истории США. В результате США потеряли мировое лидерство, а Китай стал глобальной экономической супермощью — не в последнюю осчередь за счет появления большого количества квалифицированных специалистов и доступа к технологиям и средствам производства. Компании же, базирующиеся в первую очередь в США и ЕС, лишились не только возможности создания значительного количества рабочих мест в производственном секторе, но и самой возможности производить высокотехнологичные товары у себя в стране. В настоящее время Дональд Трамп пытается вернуть производство в США, но не слишком ли поздно.

Категория: Новости | Добавил: TechNovosti_SU (23.05.2025)
Просмотров: 33 | Теги: Китайское экономическое чудо, история отношений Сша и Китая, китай, технологическое лидерство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0